Индия – страна, ехать в которую опасаешься, но, съездив в которую, хочешь попасть туда снова. Опасаешься в первую очередь из-за рассказов о жутких инфекциях, а хочется снова оказаться там из-за невероятной красоты мест и людей, которых там встречаешь.
В конце декабря 2004 года 8 человек от Профессиональной Психотерапевтической Лиги отправились на этот таинственный выступ на карте, лежащий много южнее самых южных районов нашей страны. 6 часов лета. Можно сказать, и не так много. 6 часов – и ты на другой планете. Планете сказок и английских колонизаторов.
Едет ли кто-то из путешественников в новую для него страну абсолютно «стерильным» в плане знаний о ней? Думаю, такое маловероятно. В отношении Индии такое просто невозможно. Каждый что-то слышал, что-то читал, что-то видел о ней.
Вот одна из интригующих историй, которую слышал автор за некоторое время до поездки. Это из историй о Саи Бабе. Саи Баба (в переводе – «папа и мама» одновременно) – современная живая легенда. Он материализует предметы. Допустим, приходит к нему женщина и горится: 25 лет назад потеряла фамильный перстень, полученный от матери. До сих пор переживает из-за этого. Саи Баба «шарит» рукой в воздухе, нащупывает там что-то и – вот уже дает изумленной женщине ее утерянный перстень. Одна коллега из Латвии рассказала автору такую историю с нею самой приключившуюся. Она тоже была у Саи Бабы. Он также достал что-то из воздуха, у него на ладони оказался изумруд. Вот какой вопрос он задает присутствующим: «Кто из вас Рак по гороскопу?» Знакомая откликнулась: она. «Видно, это для тебя», - сказал Саи Баба и дал ей изумруд. Он до сих пор у моей знакомой. Надо сказать, она и сама женщина непростая. Вот как она сама пережила встречу с таинственным.
Дело было еще до перестройки, в пору всеобщего дефицита. Женские колготки, в частности, купить было проблемой. Собирается знакомая на свадьбу к подруге, немного торопится. От неловкого движения ее последние колготки рвутся, других у нее нет, а платье у нее короткое, пойти на празднество без колготок невозможно. Она почти в отчаянии. Вдруг что-то с мягким шелестом падает к ее ногам. Странный шуршаший прозрачный пакетик, в котором узелком завязаны колготки. В то время колготки так не продавали. Их продавали обернутыми вокруг картонки. С женской дотошностью знакомая проверила комнату: откуда могли упасть колготки. На шкафу, около которого она стояла, пыль лежит ровным слоем. 40 минут исследований не дали результата. Они смирилась с непостижимостью происхождения этих колготок и просто воспользовалась ими. Проходит года три. Рыночная система восторжествовала: обилие товаров и услуг. Идет она по рынку, видит, продаются колготки, в прозрачных шуршаших пакетиках, завязанные узелком. Покупает себе три пары. Приходит домой, а в сумке только две пары колготок…
Это история явно в индийском духе.
Вообще, материализация предметов, левитация, ясновидение, рассказы о перевоплощениях и прочие явно сверхъестественные явления часто и манят людей в Индию. Сам собою возникает вопрос: «Правда ли это или ловкие манипуляции фокусников?» Хотя, если разобраться, интересоваться больше стоит техниками внутренней работы, культурой, а не фокусами. Интерес к чудесам – слабость человеческая, называемая «любопытство».
Автор, впрочем, был не полностью лишен этой детской слабости.
Ответы на интересовавшие его вопросы он надеялся получить от доверенных людей и через собственные наблюдения. Это ведь была не просто туристическая поездка. Это была научная экспедиция!
Зондирование почвы началось сразу после посадки в дымный Дели. Дымный потому, что зимой люди в этом городе, а их там миллионы, жгут все, что могут, чтобы приготовить себе пищу, чтобы согреться и так далее. Учитывая тот факт, что многие из них живут непосредственно на улице, получается, что костров и костерков набирается множество. А может быть и расположение города такое, что там застаиваются дымы? Ну да что дымы. Это мелочь. Тем более, что можно уехать из города на просторы, если у группы есть удобный микроавтобус, надежный гид, классный водитель и бдительный охранник.
Первые вопросы о чудесных явлениях я задал нашему гиду Аджиту Вардану Сингху. Он из замечательной культурной семьи, его отец знаменитый индийский литератор, преподаватель университета. Сам Аджит учился медицине в Минске, аюрведе и другим традиционным индийским наукам – у себя на родине, специалист по динамической медитации. Про Саи Бабу он определенно сказать не смог, предупредил, что сейчас он в затворе, ни с кем не общается. Да и вообще, материализацией занимается редко: не те силы. Чаще всего, по рассказам, он высыпает из ладони нечто похожее на пепел… А вот сам наш проводник не исключает, что к нему однажды домой приходил Вишну, один из богов его религии.
Однажды Аджит медитировал особенно глубоко, был погружен в себя. Раздался стук в дверь. Не выходя полностью из медитативного состояния, он встал и открыл дверь. На пороге оказался человек с лицом фиолетового оттенка и попросил милостыни. Аджит подумал, что это один попрошаек, нарочно накрасившийся под Вишну, и вежливо отказал ему. Вернулся вновь к медитации, а вот когда вышел из нее, понял, что отправил вон самого Вишну.
Город Дели дал участникам экспедиции общение с преподавателями по медитации, по аюрведе. J.C.Pant, наш преподаватель, получил недавно золотую медаль как лучший преподаватель среди 2000 индийских преподавателей и из 70000 иностранных. Он действительно хорошо и мудро преподавал вместе со своей помощницей Ширвани. Древнее искусство дхияны или трансцендентальной медитации, как ее назвали западный манер, и просто и сложно одновременно. Суть проста: произносишь подобранный тебе учителем звук (это обычно санскритское слово без особого значения, взятое из Бхагаватгиты) и ждешь, что он «перевезет» тебя как транспортное средство в область безмолвия, в полную отдыха осознанность. Там ты отпускаешь мантру и просто находишься. Интересно значение положения пальцев рук: кончик указательного пальца соединяется с кончиком большого в кольцо. Так вот, указательный палец – это атма – индивидуальная душа, большой палец – это парматма – вечная высшая душа. В медитативном состоянии они сливаются в одно.
Экспедиция проделала 3500 километров по дорогам Индии. И везде одной из целей было общение с Учителями. Интересное развитие идеи о слиянии индивидуального сознания со всеобщим получили во время общения с учителем иоги в Харидваре. Впадая в отрешенное состояние, когда чувствовалось, что это уже не он говорит, а через него говорится, он вещал: «Вы – часть меня; я – часть вас. Мы едины на уровне Высшего сознания».
Он же рассказал такую историю.
- Я был студентом Университета в Дели, изучал естественные науки. Одновременно я практиковал медитацию. Во время одного из погружений я увидел образ хижины рядом с поваленной сосной на берегу реки и догадку, что это где-то рядом с городом Ришикеш. Во время каникул я отправился в Ришикеш и пошел по наитию. Я шел вдоль реки по дикому лесу. Мне встретился один пожилой человек, который сказал мне: «Зачем ты сюда забрел? Здесь водятся дикие слоны, они убьют тебя!» «Пока я не найду учителя. Ничего со мной не случится», - убежденно ответил я.
- А как выглядит твой учитель?
Я описал ему приметы. Тогда старец указал мне направление и сказал: «Он там».
Вскоре я действительно увидел ту хижину, что явилась мне в медитации и старца возле нее. Я рассказал ему о своем пути, и он оставил меня у себя на два дня. Я учился у него, а потом вернулся к себе в Дели. Я продолжил упражнения в медитации. Через какое-то время я решил снова навестить своего Учителя. Но на том месте, где стояла хижина, было новое русло реки. Ни сосны, ни хижины, ни старца я не нашел. Но он по-прежнему является ко мне в медитациях, когда мне это необходимо.
По поводу высшего сознания еще хочется сказать об интересном понимании воплощения богов. В одном из монастырей на берегу Ганга в Ришикеше есть большая галерея скульптурных образов богов. Кришна в виде мужчины, в виде женщины. В виде лебедя, в виде кабана, в виде слона и так далее. Больше тридцати раскрашенных скульптур. Естественно возник вопрос: это воплощалась одна и та же сущность или… Вот какое мнение высказал наш проводник: высшее сознание одно, а достигают его многие. Все кто достигает высшего сознания, становятся богами. Получается, что боги растут от земли. И дорастают до неба. А путь – медитация!
В Индии впечатляет отношение людей к Учителям. Их почитают. Им подносят цветы, для них воскуривают ароматы, им воспевают хвалу. А ведь учат в основном тому, как добиться чистоты и полноты сознания. Соответственно, все, что его замутняет – не в почете. Не так у нас. Водка становится в России на место и дыхательных упражнений, и асан, и медитаций.
По мечте автора в России мест, где можно было бы восстановить свой психический баланс естественным путем должно народиться столько, сколько возникло мелких магазинчиков с алкогольными напитками в эпоху перестройки. В Индии, такое впечатление, в этом направлении проделаны большие шаги. Только за последние 10 лет отстроены громадные храмовые комплексы – на гектары территории. Это - в Дели. Но не только. То там то здесь, нам сообщали: скоро переезжаем в новое задание, на новую территорию. В Маунтабу, например, находится комплекс зданий Всемирного университета мира. Его распорядители с удовольствием показывали свои помещения: вот зал для медитаций на 300 человек, вот на 3000, сейчас заканчивается обустройство площадки для медитации на 20000 человек. Часто ашрамы оснащены современными средствами представления «учебного материала». В дополнение к традиционным картинам, скульптурам добавляются электронные средства подачи материала со спецэффектами.
Возможно, у этого есть своя теневая сторона. Превращаясь в бизнес, обучение духовным практикам делается более агрессивным в навязывании своих услуг. В том же городе Маунтабу за одно посещение территории «Брахма кумарис» было несколько откровенных попыток воздействия на участников экспедиции гипнозом. Под видом прослушивания ознакомительной лекции в помещении с приглущшенным освещением предлагалось сесть удобно, сосредоточить свой взгляд на красной точке между бровями лектора и – слушать. «Гипноза не будет», - предупредительно успокаивала сначала провожатая по помещениям, потом садовник и так далее. Предлагалось только послушать. Интонации, однако, не оставляли сомнения в том, что это обычный сеанс внушения.
Впрочем, нельзя не отметить того, что грань между искренним гостеприимством и «мягкой обработкой» провести было трудно. В той же «Брахма кумарис» после внушений хорошо покормили, не требуя платы. На вечерних медитациях можно присутствовать свободно. Возможно, один состоятельный адепт, который соблазнится философией отречения от земных благ ради нового золотого века, окупит небольшое «купание в любви» других гостей, которые, не попадут в сети.
Идеология в этой организации пропагандируется такая: тело - это бренная одежда, а все материальное – это лишь «подробность в биографии». Свастика толкуется как изображение четырех «веков», переходящих друг в друга: золотого, серебряного, бронзового и железного. Сейчас мы на исходе последнего, потом – обновление… В новый век попадут не все, а только те, кто правильно понял Учение.
Читатель, возможно уже чувствует, что автор в целом отрицательно относится к сектам, пропагандирующим вывихи из реальности. Он, скорее, за естественную жизнь в согласии со своим внутренним «я» и энергиями жизни в целом… К счастью, сторонников такого же образа мысли и жизни много в Индии. Они уходят от экстремизма, они против ухода от жизни. Они за приближение к ней во всем ее объеме, с приятием всего, что в ней есть. К числу таких людей относились Аджит Вардан Сингх, J.C.Pant. Из таких же, естественно мыслящих, был настоятель одного храма в Харидваре. Он так сказал о претензиях некоторых людей превращаться в Гуру.
- Я не верю в Гуру. Быть Гуру - это слишком трудная работа для того, чтобы ее мог выполнить человек. Только сам человек может найти свой путь.
Общение именно с такими людьми показалось ему самым ценным в поездке. И он не жалеет, в этот раз не встретился с «материализацией духов» и «раздачей слонов».
А избежать инфекций удалось, пия чай-масала (чай на молоке с приправами). Его пьешь безбоязненно: он прокипяченный. Впрочем, даже воду из пластиковых бутылок члены нашей экспедиции на всякий случай кипятили. Может быть, это было излишней предосторожностью, но никто не заболел.
Андрей Ермошин, 2006
Каждый вторник и каждую среду с 10.30 до...
14 марта 2020 года: Рябец Дмитрий, 50 лет. Начал заниматься китайским...
8-9 ноября 2014 года в Москве состоялся совместный тренинг Андрей Ермо...
События психокатализа за 2014 год, собранные в ленте новостей. ...
События психокатализа за 2013 год, собранные в ленте новостей. ...
События психокатализа за 2012 год, собранные в ленте новостей. ...